Ви тут: Наукові роботиНаукова роботаРАБОТА С ОТКРЫТКАМИ В ПСИХОТЕРАПИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
20-05-2018
РАБОТА С ОТКРЫТКАМИ В ПСИХОТЕРАПИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

РАБОТА С ОТКРЫТКАМИ В ПСИХОТЕРАПИИ  ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Шумакова Лариса Павловна (статья представлена языком оригинала)

В статье представлен опыт Кататимно-имагинативной психотерапии детей и подростков в сочетании работы с открытками. Психотерапия предполагает различные техники в зависимости от предъявленных проблем и участников.

In the article experience of Katatimno-imaginative psychotherapy of children and teenagers is presented in combination of work with postals. Psychotherapy supposes different techniques depending on the pre-shown problems and participants.

Проективный метод (от лат. projectio — выбрасывание вперед) — один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Франк. Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта.

В классическом смысле под проекцией подразумевается область проявлений  личности в другой личности или в другом объекте, что и есть ее объективация ( например через какое-либо изображение, картинку). Boeseh   видит в проекции попытку приспособительных действий в состоянии повышенной потребности приспособления и пониженной способности к приспо­соблению".  Проективные опыты имеют общие черты, такие как: 

1) они охватывают чаще всего всю личность в целом;

2) предла­гаемые стимулы  затрагивают все аспекты личности. Возможны широкие вариации ответов и реакций;

3) в идеале они адресованы глубинным областям личности.

 По существу они отличаются тем, что они сталкивают пациента с ситуацией, на которую он реагирует в соот­ветствии с тем значением, которое имеет для него эта ситуация, при­чем, сиюминутная реакция выявляет личностный мир и динамику про­цессов личности исследуемого.

Выбранный пациентом сюжет, изображение   следует пони­мать как объект, содержания проявления[5].

Интересен в этом направлении Вайолетт Оклендер  [3] использования картинок, которая создала коллекцию картинок, которые показались ей инте­ресными — картинок, которые бросились в глаза в газетах или журналах. К этой коллекции В.Оклендер  добавила ряд картинок на почтовых открытках, иллюстраций из книг, очень маленьких художественных фотографий, гадальных карт, карточек с написанными на них слова­ми типа «любовь», «ненависть», «тишина» и «шум», а также карти­нок из иллюстрированных календарей. Эти картинки не относятся к детским, хотя среди них много картинок с изображением детей вообще или детей за каким-либо занятием. Кроме картинок, кото­рые просто привлекали  она подобрала репрезентатив­ный набор, основанный на идеях, которые детально рассмотрены R. Assagioli, делит все символы на категории: естественные символы, символы животных, символы человека, символы, созданные искусственным путем, религиозные и мифологические символы (числа и формы) и инди­видуальные и спонтанные символы, такие, как образы, всплываю­щие во сне или в грезах.

В психотерапии с детьми и подростками хорошо зарекомендовал себя метод работы с открытками  в сочетании с методом символдрамы (Кататимно-имагинативной психотерапией).

Ханскарл Лейнер (1994) четко определил разработанную им Кататимно-имагинативную психотерапию (названную первоначально ката-тимным переживанием образов) как глубинно-психологически ориентиро­ванный метод вмешательств, подчиненный терапевтической концепции психоанализа. В ходе проведения подобной терапии всегда действуют те же параметры и правила, которые присутствуют в любом эффективном глубинно-психологически, или психодинамически, ориентированном тера­певтическом процессе.

Особое положение Кататимно-имагинативная психотерапия среди глубинно-психологически обоснованных методов обусловлено использованием кататимных образов (сновидений наяву), или имагинации, символика которых играет центральную роль в психоте­рапевтической работе.

Имагинации как повсеместно распространенный и потому постоянно пе­реживаемый/присутствующий феномен существенно определяют структу­ры и содержания психодинамики людей; посредством таких комплексных характеристик, как способность к творчеству и фантазия, они в существен­ной мере управляют всеми сознательными и бессознательными психичес­кими процессами и тем самым регулируют общее переживание и поведе­ние [1; 6].

Гюнтер Хорн [4] в 2004году провел в Бад-Лаутенберге (Германия) семинар  « Психотерапия детей и подростков»  для участников обучения для получения квалификации «психотерапевт по методу символдрамы» в структуре Международного общества Кататимного переживания образов в психотерапии и психологии ( МОКПО).  Среди представленных Гюнтером  Хорном техник нас особо  заинтересовала работа с открытками, которую мы дополнили  другими наработками  и авторскими техниками.

В своей подборке мы используем до 500 открыток, подбирая их по следующему принципу:

  1. Природные ландшафты  в различные времена года и суток (луга, поля, пустыни, реки, ручьи, моря, водопады, озера, , болота, леса, камни, космические сюжеты…).
  2. Природные стихии, явления природы ( молнии, тайфуны, ливни, туманы, огонь,  радуга, вулкан) 
  3. Растения.
  4. Животные.
  5. Люди ( с различными профессиями, эмоциональными состояниями, возрастами, сексуальными  ориентациями и увлечениями, хобби,  в одиночку, в парах, в группах…)
  6. Архитектурные сооружения (дома, крепости, дворцы, элементы архитектурных сооружений, заборы, изгороди, мосты, башни, вышки, города, деревни, фонтаны, скамейки…
  7. Предметы обихода, еда.
  8. Траспорт, средства передвижения.
  9. Абстракции.
  10. Сказочные сюжеты.

Формы работы с открытками  могут быть индивидуальной, групповой и  в парах.

         Индивидуальная работа включает такие шаги: беседу об актуальном состоянии ребенка, выбор открыток(количество и  тематика предлагаются в зависимости от цели терапевтической сессии), обсуждение выбранного сюжета по каждой открытке, составление истории или сказки, объединяя все открытки в один сюжет), кататимное представление образа (КПО), рисование по представлениям в КПО, аналитическая проработка с пациентом. Здесь возможны седующие вариации:

Проработка актуального состояния:

  • Ребенка просят выбрать ряд открыток — может быть, штук десять — и разложить их на полу, столе или большом листе бумаги (но не наклеивать, так как я потом собираю картинки). Можно предложить ребенку выбрать их наугад (просто те, которые привле­кают внимание) или попросить подобрать их в определенной после­довательности, под определенным названием, по теме. Многое , можно выявить через подбор картинок. Выбор картинок, отражающий настроение, может рассказать о том, что ребенок чувствует в  эти минуты или в своей жизни вообще.

Проработка определенной проблематики:

Оральная тематика (способствует регрессии в раннее детство)

  • Какое  животное у тебя вызывает симпатию, а какое не нравится или вызывает опасение?( Выбрать открытки и попробовать  в КПО  представить их по очереди или их встречу).
  •  Исполняется твое самое заветное желание : выбери соответствующую открытку, кататимное представление образа.
  • Место, где я бы чувствовал себя счастливым, кататимное представление образа. Представь , что ты попал в сказку и наблюдаешь за происходящим.

Анальная тематика  (агрессивность/навязчивость)

  • Из безопасного места наблюдать грозу, выбери соответствующую открытку, КИП

 Экспансивность

  • Представь, что ты совершаешь путешествие   вокруг  света, чтобы ты хотел увидеть ?
  • Представь, что ты  получил большой выигрыш в лотерее, на что потратишь деньги?

Символизация Я

  • собственный участок земли (свой надел земли)
  • замок(дворец) крепость

Установление отношений/расставание

  • семья животных  
  • взрослое животное и детёныш
  • трое животных
  • Куда бы я хотела уехать   из дома (переселиться) ?
  • Какой мост тебе нравится?

 Пубертат

  •  представить  свои проблемы
  • скакать верхом на лошади
  • что-то, что я ещё не знаю

Духовное и потустороннее

  • на небе , ангел ангел-хранитель, крест, космос

Подпитка архаических потребностей

  • ­работа с ландшафтными сюжетами с мотивами «Луг», « Ручей», «Море», «Гора», «Опушка леса» по стандартной методике 1ступени.

Пациент выбирает открытку с изображением луга, ручья, моря, дома, горы, опушки леса , рассматривает и далее проводится по приведенной выше схеме. Особенно эффективно применять в консультировании, когда у ребенка трудности с воображением и имагинацией. Как отмечает Я.Л. Обухов, бесконфликтное удовлетворение архаических потребностей является важнейшей составляющей метода символдрамы. Чаще всего речь идет о спонтанном удовлетворении первичных нарциссических потребностей. Второе место по частоте спонтанного развития занимает удовлетворение и компенсация оральных фрустраций младенчества и раннего детства. Удовлетворение архаических анальных потребностей часто сталкивается с мощным сопротивлением и защитой.

Самореализация, проработка травмы

  • десять или двадцать лет спустя
  •  работа с прошлым, настоящим и будущим. Пациент выбирает по 2 открытки для прошлого, настоящего и будущего (чего я хотел бы и чего боюсь): с позитивным и негативным содержанием. Затем раскладывает их на плоскости поля стола. Работа по выбору желаемого времени.
  • «Место, где мне хорошо», «Надежное, защищенное место»,«Источник сил».
  • можно работать с изображениями людей с мотивами « Группа поддержки», «Идеал Я».  «Представь себе, кто из изображенных на открытках людей, сказочных персонажей мог бы справиться с твоей ситуацией?

Выбери сейчас семь таких персонажей». Затем предлагается имагинация.

«Преставь, что ты находитесь в их окружении… Это -  твоя группа поддержки… Как они располагаются? Где именно? Они каждый по очереди дают тебе совет. Пусть каждый скажет тебе свою фразу… Что именно они советуют?  Какая точка зрения тебе ближе?  Поблагодари всех присутствующих,  запомни  все , что происходило…

А затем глубоко вздохните, сожмите руки в кулаки, подтянитесь и медленно открывайте глаза».

Пациенту предлагается дома нарисовать свои представления и на следующей встрече в аналитической беседе обсудить происходившее в имагинации и возможность воспользоваться советом каждого персонажа.

  • можно работать с  ландшафтным содержанием с мотивами «Место, где мне хорошо», «Надежное, защищенное место»,«Источник сил». При здоровом развитии мать дает защищенность и комфорт, а соматический пациент имеет постоянный дискомфорт внутри себя. В терапии мы додаем то, что пациент недополучил в детстве в отношениях с мамой. При работе с мотивом  «Защищенное место» для соматического пациента дается инструкция, что это место в котором было бы «хорошо», а для травматического -  это «безопасное место, достаточно надежное».

Групповая работа предполагает групповую психотерапию детской или подросткой группы, или семью: (дети и родители, сиблинги).

Составление историй по выбранным открыткам в группе.

  1. Каждый ребенок выбирает по одной  открытке, которая произвела самое сильное впечатление, это может быть открытка как  с позитивным, так и негативным содержанием.
  2. Все рассаживаются, а затем по сигналу надо будет успеть ее взять.
  3. Никому ее не показывает.
  4. Затем каждый кладет свою открытку на стол изображением вверх.
  5. Затем по очереди каждый выходит со своей открыткой и выбирает из тех, что лежат на столе одну , которая вызывает негативные эмоции и одну открытку, которая вызывает позитивные эмоции. Образуется группа из 3-х человек, чьи открытки выбрал первый участник.
  6. Выбранные открытки раскладываются в каждой тройке, и каждый никому не показывая, пишет свой короткий рассказ.
  7. Затем каждый зачитывает свой рассказ в тройках. Смысл этого упражнения:
  • То, что я выбираю, могут сделать и другие
  • Похожа ли моя история на другие
  • Какие чувства во мне вызывают истории других
  • Какую историю из трех мы заслушаем в большом круге.

Б.   Групповое кататимное переживание  выбранного мотива с использованием открыток.

  • Обсуждение актуального состояния участников групповой терапии.
  • Выбор группой мотива( путешествие куда-нибудь с целью прогулки, отдыха, исследование чего-то, организация праздника…
  •  Выбор  открыток, соответствующих  «телу» желания по представлению каждого.
  • Раскладывание открыток внутри   круга.
  • Молчаливое рассматривание полученного коллажа.
  • Групповая имагинация.
  • Групповое рисование.
  • Групповая аналитическая беседа.

В.  Задание: составить общий рассказ

  • Каждый выбирает открытку, которая вызвала какие-либо чувства.
  • по кругу кто-то начинает, следующий присоединяется содержанием своей открытки
  • тот, кто начал, заканчивает историю
  • обмен чувствами: почему выбрал свой сюжет, как заданная тема откликнулась в нем, как бы вы назвали общий рассказ.

       Отдельного внимания заслуживает предложенный Я.Обуховым [2] метод «Кататимного похода в сказку», сочетающего в себе элементы сказкотерапии и символдрамы.Структура занятия состоит из четырех фаз: Фаза предварительной беседы (15-20минут). На этом этапе ребенку предлагается рассказать о своей любимой сказке. Психолог расспрашивает ребенка, когда он эту сказку впервые услышал. От кого он ее услышал, как и где это происходило. Какие моменты сказки  особенно волновали. Как ребенок относился к персонажам сказки. Фаза релаксации (1-5 минут). Ребенка просят закрыть глаза и расслабиться. Для чего проводится упражнение на релаксацию. Фаза представления образа (в среднем около 20 минут). Ребенку предлагается представить себя в сказке, о которой он рассказывал во время предварительной беседы. Фаза обсуждения (5-10 минут). Проводится обсуждение сказки и дается домашнее задание нарисовать представленное в образе. Рисунок обсуждается на следующей сессии. Однако  при использовании этой методики имеются следующие противопоказания : 1.  Острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния.2.  Церебрально-органические синдромы в тяжелой форме. 3.  Недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже среднего. 4.Недостаточная  мотивация.
Сказкотерапия — это процесс поиска смысла,  декодирования знаний о мире и системе отношений в нем; процесс образования связи между  сказочными событиями и поведением в реальной жизни, это - процесс объективности проблемных ситуаций. Все испытания преодолеваются благодаря внутреннему источнику сил. Сказка учит, что проблемы можно развязать. Следовательно, сказкотерапия — это еще и процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Сказкотерапия — это также терапия средой, особенной сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциалы личности и чувства защищенности.

В своей психотерапевтической практике, работая с открытками, мы предлагаем пациенту:

  • Выбрать открытку со сказочным сюжетом и написать сказку
  • Выбрать открытку со сказочным сюжетом и в имагинации представить, что Вы наблюдаете за тем, что там происходит, или представить себя кем-либо из героев и развивать сюжет.
  • В групповой работе: каждый учасник выбирает открытку со сказочным сюжетом, обозначает героя, с которым он идентифицируется, его желания. Затем вся группа сочиняет общую сказку в имагинации.

В заключение хотелось бы отметить,что представленный опыт Кататимно-имагинативной психотерапии детей и подростков в сочетании работы с открытками позволяет, с одной стороны, более точно и быстро выявлять бессоз­нательные фантазии, мотивации, конфликты, защитные механизмы и пат­терны переносных отношений пациента, лежащие в основе его психичес­ких симптомов и проблем, которые при использовании традиционной ана­литической техники в течение длительного времени остаются скрытыми. С другой стороны, работа с имагинациями дает дополнительную возмож­ность производить точные терапевтические интервенции, способствую­щие постепенной и бережной проработке свойственных данной личности конфликтов и устойчивых дезадаптивных паттернов отношений.

Литература

  1. Лёйнер Х. Кататимное переживание образов. Издательство «Эйдос». Москва. 1996.
  2. Обухов Я.Л. Удовлетворение архаических потребностей – использование метода символдрамы. // Символдрама. Сборник научных трудов под ред. Я.Л.Обухова и В.А.Поликарпова. Мн., Европейский гуманитарный университет, 2001. – 416с., 277-305с.
  3. Оклендер В.Окна в мир ребенка.М.: Независимая фирма «Класс», 1997. 142с.
  4. Хорн  Г.  Шесть этапов развития ребенка в зеркале символдрамы (Выступление на Международном симпозиуме по проблемам психотерапии и профилактики психических нарушений у подростков, г. Калуга, октябрь 1997г.) / Пер. с нем. Я.Л.   Обухова. В: Символ и Драма. Сборник статей. – Харьков: Регион-информ, 2000, № 1 (1), с. 18-32.
  5. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. . -- М.: Изд-во МГУ, 1987. 
  6. LEUNER, H., HORN, G. KLESSMANN, E.: "Katathymes Bilderleben mit Kindern und Jugendlichen" Ernst Reinhardt-Verlag Munchen Basel Erstauflage 1977. 

Поділитися

Відправити в FacebookВідправити в Google BookmarksВідправити в TwitterВідправити в LinkedIn

Comments:

Вхід на сайт

Наші партнери

Українська спілка психотерапевтів

Херсонська міська громадська Асоціація психологів та психотерапевтів

Херсонська обласна громадська організація "Комітет захисту прав дітей"

Херсонська міська громадська організація "Безпосереднє народовладдя"

Батьківський центр "Кроха"

Психологічна майстерня "ФА МІ ЛЯ"

Центр психологічного консультування "Символ"

Міжнародне інформаційно-аналітичне бюро "BENEVENT"

ukraina.net.ua - каталог сайтов Украины

Хто на сайті

На сайті 24 гостей та відсутні користувачі

Статистика сайту

  • Відвідувачі : 119
  • Статті : 88
  • Перегляди статей : 78946